Священная загадка - ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО:
Модернистское Католическое движение.
В 1833 году пост министра народного образования занимал Жан-Батист
Питуа, бывший сотрудник Шарля Нодье в Библиотеке Арсенала[62]; в
этом же году министр начинает осуществлять честолюбивый замысел:
опубликование всех доселе неопубликованных документов, относящихся к истории
Франции. Были также сформированы два комитета, в состав которых вошли Виктор
Гюго, Мишле и большой специалист по крестовым походам Эмманюэль Рей.
Среди работ, опубликованных вскоре под эгидой министерства народного
образования, был монументальный труд "Процесс над тамплиерами" Мишле -
исчерпывающее собрание всех отчетов Инквизиции и протоколы процессов над
рыцарями Храма. Со своей стороны, барон Рей выпускает несколько работ о
крестовых походах и франкском королевстве в Иерусалиме, в которых в первый
раз мы нашли оригинальные грамоты, касающиеся Сионской Общины, и при чтении
которых мы с удивлением констатировали, что некоторые места, процитированные
Реем, почти слово в слово совпадают с соответствующими местами "документов
Общины".
Наконец, в 1875 году барон основывает Общество Латинского Востока. Оно
обосновалось в Женеве, афишируя честолюбивые археологические проекты, и
имело свой собственный "Журнал Латинского Востока", который и сегодня широко
используется историками и который также опубликовал многие грамоты Сионской
Общины.
Исследования, которыми занялся Рей, были характерны для новой формы
исторической эрудиции, появившейся тогда в Европе, а особенно в Германии,
и сильно углубило кризис, который вызвало среди верующих распространение
учения Дарвина и агностицизма, составляющих серьезную угрозу для Церкви.
Как известно, до сих пор исторический поиск основывался на неточном
и спорном фундаменте - легенды, устные предания, личные воспоминания,
субъективные, главным образом, справки, - которые могли быть совершенно
по-разному истолкованы. Но в XIX веке немцы ввели в свою методику работы
строгость и тщательную технику, которые сегодня стали обычным делом в этой
области: критический анализ, расследование и систематическое использование
имеющегося в наличии материала, хронологический поиск, проверка ссылок.
Может быть, немецкие писатели немного заблудились в их приверженности к
точности, но надо признать, что они также создали бесспорную основу для
дальнейших поисков, которой обязаны многие важнейшие археологические
открытия, как, например, находка месторасположения Трои Генрихом Шлиманом.
Эти методы быстро нашли свое применение, причем с равной строгостью,
и в изучении Библии. И Церковь, основой которой было безусловное принятие
догм, также быстро осознала, что ее великая "Книга" слабо сопротивлялась
этим новым методам работы. В самом деле, в своем очень спорном произведении
"Жизнь Иисуса" Ренан применил немецкую методологию к Новому Завету, и
результаты получились для Рима неудобные.
Именно против этой новой опасности, на защиту Церкви встало
Модернистское Католическое движение, предполагая создать по немецкой
методике поколение экклезиастов, способных защитить буквальную истинность
Писания с такой же прямотой, что и их собратья в исторических дисциплинах.
К несчастью, этот план потерпел крах, ибо новое оружие, попав в руки
юных церковников, чтобы помочь защитить Библию, послужило тому, что
повернуло их против нее и уничтожили дело, которое им доверили, так как
критический анализ Писания открыл им множество противоречий и элементов,
несовместимых с католическими догмами. Не перенеся удара, модернисты в конце
века отказались от роли "войска избранных" и перешли в разряд еретиков. Это
была самая серьезная угроза, которую знала Церковь со времен Мартина Лютера;
это был кризис, который мог привести католиков на грань раскола.
Очагом же деятельности модернистов, как и Общества Святой Евхаристии,
снова стало аббатство Сен-Сюльпис в Париже, а одним из ее главных
представителей - директор семинарии 1852-1884 годов Жан-Батист Хоган. Но из
Сен-Сюльпис движение быстро распространилось по всей Франции, а затем по
Италии и Испании. В их руках Библия теряла свой бесспорный авторитет,
который она всегда олицетворяла, и была пересмотрена в специфическом
контексте эпохи. Но это еще не все. Модернисты действительно отказывались от
централизации церковной власти, а особенно от совсем недавней доктрины о
непогрешимости папы[63], которую они осудили, как противоречащую
новым тенденциям. Таким образом, они очень быстро перетянули на свою сторону
часть Церкви и многих писателей, среди которых были Роже Мартен дю Гар во
Франции и Мигель де Унамуно в Испании.
Ответ Церкви не заставил себя долго ждать. Действуя со всей суровостью,
она обвинила модернистов во франкмасонстве, там - вешая, здесь - отлучая, и
многие труды были под запретом. Потом, в 1903 году, папа Лев XIII учредил
Папскую Библейскую Комиссию для контроля за всеми работами, касающимися
Писания, а в 1907 году Пий Х категорически осудил модернистов, и три года
спустя Церковь, наконец, потребовала, чтобы ее деятели принесли клятву
полного отречения от подобной формы мысли.
Однако, движение дожило до 1914 года, когда первая мировая война отвела
от него внимание общественности. Что же касается его авторов, то они вовсе
не исчезли. Под видимостью профессора, в Бретани, коварный аббат Тюрмель
опубликовал серию модернистских произведений под четырнадцатью различными
псевдонимами, каждое из которых по очереди было запрещено, а личность автора
была установлена лишь в 1929 году; в том же году его отлучили от Церкви.
В то же самое время модернизм распространился в Англии, где его с
восторгом приняли члены англиканской Церкви по примеру Уильямса Темпла,
будущего епископа Кентерберийского, который не замедлил объявить, что
подобное идейное движение рисковало перевернуть с ног на голову самые основы
человеческой культуры. И, конечно, не случайно среди сторонников Темпла мы
находим Кэнона А.Л.Лиллея, друга пастора, чье поразительное письмо говорило
о "формальном доказательстве" того, что Иисус не умер на кресте...
Как мы знаем, Лиллей некоторое время работал в Париже и там
познакомился с Эмилем Оффе, знаменосцем модернизма, эрудитом, сведущим в
истории, языках и символизме. Однако, Оффе вышел не из Сен-Сюльпис а из
семинарии Сиона в Лотарингии: "Вдохновенный холм"[64]...