Из Кельтских сумерек: Неутомимые

   Одна из главных проблем жизни состоит в том, что мы не способны испытывать
несмешные эмоции. Нам всегда что-то нравится во враге и не нравится в
друге. Из-за этой неопределенности мы раньше времени стареем, а на лбу
и вокруг глаз у нас появляются морщины. Если бы мы могли любить и ненавидеть
так же искренне, как сиды, то, возможно, стали бы долгожителями. Но пока
этого не произошло, их неустанные радости и горести будут составлять для
нас львиную долю их привлекательности. Им никогда не надоедает любить и
танцевать на звездных орбитах. Об этом помнят донеголские крестьяне,
когда наваливаются всем телом на лопату или когда вечером, после тяжелой
работы в поле, сидят у сковородки с едой и пересказывают, чтобы не забыть,
истории о сидах. Как-то раз к одному фермеру пожаловали два маленьких
существа: одно в облике юноши, другое - девушки, и всю ночь чистили очаг
и наводили в доме порядок. На следующий день они пришли опять и, не застав
фермера дом, перенесли всю мебель наверх, для пущей пышности расставив
ее вдоль стен, и пустились в пляс. Они танцевали дни напролет, и крестьяне
со всей округи приходили поглядеть на них, а они без устали перебирали
ножками. Все это время фермер боялся оставаться в доме, но три месяца
спустя его терпение лопнуло, и он пригрозил, что к ним придет священник.
Услыхав это, маленькие существа вернулись к себе на родину и будут
веселиться там до тех пор, пока верхушки камышей не побелеют, как говорят
в народе, или, другими словами, пока Господь не сожжет мир своим поцелуем.
   Однако неутомимость свойственна не только сидам. Некоторые мужчины
и женщины, подпав под их чары, обретали более долгую и богатую жизнь,
возможно потому, что обладали богоданными душами. Одна из таких смертных
родилась много лет назад в деревне на юге Ирландии. Мать качала ее в
колыбельке, когда в дом вошла женщина-сида и поведала, что девочка будет
помолвлена с владыкой царства теней. Но, чтобы будущая королева не
постарела и не умерла ещё до того, как остынет любовный пыл ее супруга,
ей будет дарована волшебная жизнь. Матери следовало вынуть из очага
горящее полено и закопать его в саду, чтобы ее дочь жила, пока оно не
истлеет. Мать закопала полено, дочь выросла красавицей и вышла замуж
за принца, пришедшего за ней однажды вечером. Семьсот лет спустя принц
скончался, его престол занял другой, который тоже женился на красивой
крестьянской девушке. Ещё через семьсот лет он умер, а его место занял
новый принц и супруг. Так продолжалось аж до седьмого мужа. В конце
концов приходской священник вызвал девушку к себе и сказал, что ее
долголетие и семь браков вызывают кривотолки по всей округе. Девушка
выразила сожаление, но сказала, что ни в чем не повинна, и поведала
ему о полене. Священник тотчас пошел и выкопал его, а затем сжег.
Девушка умерла, ее похоронили как добрую христианку, и все остались
довольны. Точно такой же смертной была Клот-на-Бар*, бродившая по свету
в поисках глубокого озера, чтобы утопить в нем свою волшебную жизнь, от
которой она устала. Эта женщина обошла все горы и озера, оставляя
пирамидки из камней в тех местах, где ступала ее нога, пока наконец
не нашла самый глубокий водоем в мире - озерцо Иа на вершине Птичьей
горы в Слайго.
   Возможно, два крошечных существа продолжают танцевать, а женщина
с поленом и Клот-на-Бар покоятся с миром потому, что познали безудержную
ненависть и безраздельную любовь, вместо того чтобы утомлять себя
бесконечными «да» и «нет» и барахтаться в унылых силках всяческих
«возможно» и «наверное». Подули великие ветры и унесли их с собой.

* Скорее всего, Clooth-na-Bare - это искаженное «Cailleac Beare», что
означает Старуха Беар. Беар, Бер, Вера или Дера - известный персонаж,
возможно даже, сама Мать Богов. Стэндиш О'Грейди полагает, что она часто
приходила к озеру Леах, или Серому, что на горе Избранных. Наверное,
я просто ослышался, или сам рассказчик произнес «Иа» вместо «Леах»,
поскольку озер под названием Леах существует много. - Прим. авт.

Hosted by uCoz